Вернуться к обычному виду
Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Регистрация
Войти на сайт | Регистрация


МБУ "МФЦ Домодедово" 

uslugi_mosreg.ru.jpg
Виртуальная приемная 
    
LOGO.jpg

госуслуги

personadjandetii.jpg
 
NI.jpg

mestvlast.jpg

    
Горячая линия по вопросам малого бизнеса

Все одиннадцатиклассники страны сдавали новый экзамен - полноценное сочинение по литературе

  • 21 января 2015

    Для школьников семидесятых-восьмидесятых писать сочинения было делом привычным. Готовых работ в то время не было, каждый трудился самостоятельно. И к выпускным экзаменам готовили все темы. Потом ввели ЕГЭ (единый государственный экзамен), а вместе с ним – тестирование, составление небольшого сочинения-рассуждения, оно не требовало глубокого знания литературных произведений. Но этой зимой, в декабре, все одиннадцатиклассники страны сдавали новый экзамен - полноценное сочинение по литературе. Нужно было вспомнить произведения русских классиков, поразмышлять о войне или о споре поколений, чтобы хорошо написать работу и в итоге получить допуск к ЕГЭ. Из 546 домодедовских выпускников «незачёт» поставили только одному.

    Новый старый экзамен

    Главной целью написания итогового сочинения специалисты Рособрнадзора назвали повышение интереса детей к изучению литературы в школе, к чтению, а еще развитие навыков формулирования мыслей и аргументов. Об этом, сообщает ИТАР-ТАСС, в одном из интервью говорил министр образования и науки России Дмитрий Ливанов.
    Школьники писали итоговое сочинение впервые после 2008 года, когда был отменен обязательный экзамен по литературе. О будущем испытании выпускники узнали в начале учебного года, и за три месяца они должны были подготовиться к нему, освежить в памяти произведения отечественной и мировой литературы. Пакет тем сочинений включал пять направлений, однако конкретные темы ребятам сообщили лишь за 15 минут до начала экзамена. Общий объем работы должен был составить не менее 250 слов. Сочинение нужно было успеть написать за 3 часа 55 минут.

    Половина выпускников писала о войне

    В нашем округе проверяли свои знания по литературе 546 учащихся. Писали сочинения ребята каждый в своих школах, а проверкой занимались эксперты на базе образовательных учреждений.

    Все работы оценивались по специально разработанным критериям: соответствие теме, самостоятельность написания (все работы были проверены на плагиат), аргументация и привлечение литературного материала, композиция, качество письменной речи и грамотность. Три первых критерия были обязательными. Результатом оценки итогового сочинения стал «зачет» или «незачет». Получение зачета означало и получение допуска к единым госэкзаменам (ЕГЭ). Те, кто не прошел испытание, смогут написать сочинение повторно – 4 февраля и 6 мая.
    По словам начальника отдела общего среднего образования управления образования городского округа Натальи Фениной, из 546 учащихся «зачет» получили 545 человек, «незачет» - всего один выпускник. Самой популярной темой стала тема о войне - «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне…», ее выбрала почти половина учеников. На втором месте тема «Что важнее: любить или быть любимым?» - около 23%. Написать о творчестве Михаила Лермонтова («Чем творчество М. Лермонтова интересно современному читателю?») решили больше 15% старшеклассников. На последнем месте оказалась тема «Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?» - чуть больше 6%.

    Существенный бонус

    Несмотря на некоторые сложности, которые возникли у и без того загруженных выпускников в связи с необходимостью писать сочинение, новая форма допуска к ЕГЭ имеет и значительные плюсы. Все сочинения будут отсканированы и занесены в единую федеральную систему. Это позволит при поступлении в вузы рассматривать сочинение как одно из индивидуальных достижений абитуриента. Работа может принести поступающему до 10 дополнительных баллов к «весу» ЕГЭ. Однако вузы будут сами решать, учитывать результаты этих сочинений при приеме или нет.


    Беречь язык, как святыню

    - У нас создан элективный учебный курс по русскому языку и литературе, это что-то вроде факультатива, - рассказывает учитель русского языка и литературы, завуч седьмой домодедовской школы Лидия Ткаченко. - Здесь ребята как раз и учатся писать сочинения, правильно говорить, выражать свои мысли. Желающих посещать такие курсы много, среди них и выпускники. Ребята готовились к итоговому сочинению очень серьёзно, читали школьные программные произведения, дополнительную литературу.

    Лидия Владимировна работает учителем более 30 лет. Раньше дети, вспоминает она, читали больше, сейчас компьютер очень отвлекает. Конечно, многое зависит и от семьи. Если взрослые читают книги, говорят грамотно, то и ребёнок вырастет таким же. Но если семья не помогает, то получается, что единственной, по существу, площадкой для развития правильной речи остаётся школа.

    - Мы должны, просто обязаны сохранять свой родной язык, - уверена Лидия Владимировна. - Ведь это признак нашей культуры. Учёные пришли к выводу, что если родной язык на 20 процентов разбавляется иноземными словами, «лицо нации», которое этот язык и характеризует, меняется. Лингвисты уже бьют тревогу по данному поводу. Ещё великий классик Иван Бунин призывал всех: «Берегите чистоту языка, как святыню! Русский язык так богат, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас». Сегодня этот призыв более чем актуален.

    - В том, что это нововведение полезно и нужно, сомнений нет, - говорит Людмила Наумова, учитель русского языка и литературы, заместитель директора четвертой домодедовской школы по учебно-методической работе. - Сегодня излюбленное средство общения школьников – социальные сети, однако эта практика не может в полной мере сформировать коммуникативную компетентность, не учит способности грамотно излагать свои мысли. Этому могут помочь полноценные занятия русским языком и чтение литературы. Но проблема во время подготовки к сочинению и для учителей, и для учеников была в том, что всё пришлось делать быстро, сжато и спонтанно. По-хорошему подготовку к такому сочинению нужно начинать с 5 класса, вводя, например, такой предмет, как развитие речи.

    Да, в заданиях ЕГЭ есть часть, которая связана с написанием сочинения-рассуждения, продолжает разговор Людмила Викторовна, но эта форма работы носит в общем-то шаблонный характер. Полноценное сочинение по литературе - совершенно другая форма. Здесь ученик должен использовать много литературного материала, да и жанры иные – эссе, сочинение-размышление, очерк, дневник…

    Чтобы решить поставленную задачу, и педагогам, и ученикам этой школы пришлось провести просто титаническую работу – и на уроках, и на элективных курсах. Но усилия дали хорошие результаты: испытание сочинением прошли все.



    Те, кто за партой

    Выпускники домодедовской школы № 7 поделились своими впечатлениями по поводу участия в новом экзамене.
    Анжела Нарбаева: «Готовились мы с одноклассниками очень долго и усердно. Всем классом читали много разных книг. В итоге я получила зачет по всем критериям. Надеюсь, что умение писать сочинение мне пригодится в будущем. Я планирую поступить на юридический факультет, поэтому способность правильно и красиво излагать мысли не будет лишней».

    Виктория Григорча: «Уверена, что результаты сочинения, которое мы писали, могут пригодиться мне для поступления в высшие учебные заведения и принести дополнительные баллы. У меня зачет по пяти критериям. Я выбрала тему "Что важнее: любить или быть любимым?" Прежде чем писать, пришлось хорошо подумать над заданным вопросом, но к сочинению я готовилась и справилась легко, поэтому отведенные на работу часы пролетели незаметно...»

    Александр Карленков: «Я размышлял на тему «Чем люди живы?», получил зачет. Правда, считаю, что, скорее всего, в будущем результаты этой работы мне не пригодятся».

    Алёна Коновалова: «Писать сочинение было нетрудно, ведь нас хорошо подготовила наш учитель русского языка и литературы Лидия Владимировна Ткаченко. Мы каждую неделю на уроках устраивали своего рода репетицию: писали работы без телефонов, сидели по одному за партой. И труды не пропали даром. В итоге я получила зачет по всем критериям».

    Газета "Призыв", январь 2015




  • Количество показов: 2026

Возврат к списку