Вернуться к обычному виду
Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Регистрация
Войти на сайт | Регистрация


lmfc.jpg 

uslugi_mosreg.ru.jpg
pr4.png 
    


gosuslugi.jpg

personadjandetii.jpg
 
NI.jpg

opros_mest_vlast.JPG

    
MB.jpg

  • 15 апреля 2012

    О результатах работы Управления Роспотребнадзора по Московской области в сфере потребительского кредитования в 2011 году

    О результатах работы Управления Роспотребнадзора по Московской области в сфере потребительского кредитования в 2011 году

    Из занимающихся потребительским кредитованием и зарегистрированных на территории Московской области 32 кредитных организаций и структурных подразделений 35 банков, зарегистрированных в г. Москве за период с 2007 по 2012 год Управлением Роспотребнадзора по Московской области были проведены проверки 157 филиалов 59 банков, представляющих гражданам кредиты (В 2007 году проведено 4 проверки, в 2008 г. - 20, в 2009 г. - 25, в том числе 19 плановых и 6 внеплановых, в 2010г. - 32 плановых и 11 внеплановых, за 2011 г. - 36 плановых проверок и 19 административных расследований по обращениям граждан).

    В план проверок на 2012 год включены проверки 58 филиалов 6 банков с такими же функциями.

    Увеличилось число обращений граждан письменных и устных на «горячую линию» - с 15 в 2007 году, 24 в 2008, 40 в 2009 г. 40, до 67 в 2010 г. и 152 за 2011 год.

    В результате проведённых проверок нарушения действующего законодательства были установлены: в 2007 году в 50 % проверенных предприятий банковской сферы, в 2008 г. - в 80, в 2009 г. - в 82, в 2010 г. - в 70, в 2011 г. - 89 %.

    «Из проверенных в 2011 году 36 дополнительных офисов вышеуказанных банков в 32 объектах установлены нарушения действующего законодательства (или 89 % от проверенных объектов).

    Кроме того, было проведено 19 административных расследований по контролю за соблюдением требований Закона РФ «О защите прав потребителей» при предоставлении кредитов.

    За отчетный период в Управление Роспотребнадзора по Московской области поступило 96 обращений на действия банков, расположенных на территории Московской области.

    К административной ответственности привлечено 32 должностных и юридических лица, которые оштрафованы на сумму 271,0 тыс. рублей.

    Вместе с тем банкам выданы Представления и Предписания об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения прекращении нарушений прав потребителей.

    За отчетный период специалистами Управления дано 13 заключений в суды, удовлетворено - 6.

    Несмотря на невысокие суммы штрафов, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях (от 10 до 20 тыс. руб. на юридическое лицо), часть банков, пытаясь поддержать свой престиж, оспаривали постановления и предписания Управления Роспотребнадзора по Московской области в судах. В случаях поддержки судами этих жалоб приходилось направлять апелляционные жалобы в суды высшей инстанции.

    Например, банком ОАО «Банк Москвы» было подано две апелляционные жалобы, оспаривающие постановление и предписание Управление Роспотребнадзора в Арбитражный суд Московской области. Суд вынес решение в пользу банка. Далее, Управление Роспотребнадзора по Московской области направило апелляционные жалобы в Десятый арбитражный апелляционный суд, который отменил решение Арбитражного суда Московской области. Банком направлено заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, который вынес Определение об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № ВАС- 86б3/1.

    Из-за несогласия ОAO «Банк Петрокоммерц» с результатами плановой проверки в 2010 году, наложенными штрафами и выданными Предписаниями, после многочисленных судов разных инстанций, выигранных Управлением Роспотребнадзора по Московской области, в декабре 2011 года была проведена проверка исполнения Предписаний в филиалах банка, расположенных в г. Подольск и г. Электросталь. Проверка показала, что нарушения не устранены, то есть Предписания не исполнены. В результате были составлены протоколы по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, которые направлены для рассмотрения мировым судьям. Кроме того, поданы два иска в суды в защиту неопределённого круга лиц.

    Приведем примеры наиболее характерных нарушений, выявленных при плановой проверке в предприятиях оказывающих услуги потребительского кредитования в Московской области.

    Так, например, возможность предъявления претензий истцами в суды общей юрисдикции только по месту нахождения банков (офисов, представительств, отделения или филиала) была включена в договоры потребительского кредитования в дополнительных офисах ОАО «Восточный экспресс банк» (г. Егорьевск), АКБ «Мособлбанк» ОАО (г. Подольск), ОАО «Московский кредитный баню> (г. Подольск), Номос-Банк (ООО) (г. Ступино).

    До сведения потребителей на вывеске не доводилась информация о фирменных наименованиях организаций, местах их нахождения (адресах) в дополнительных филиалах ОАО «Мастер - Банк» (г.г. Орехово-Зуево, Люберцы, Электросталь, Клин).

    В дополнительном офисе ОАО «Восточный экспресс банк» (г. Егорьев ск) заключение договора страхования(личного, добровольного, обязательного и г.д.) предлагалось в одной из аккредитованных Банком страховых компаний.

    В дополнительных офисах ООО «Hoмoc-Банк» (г.г. Ступино, Щёлково) в договоры о потребительском кредитовании включалась:

    - уплата комиссии в размере 1,2 тыс. руб. РФ за выдачу кредита и соответственно в другом дополнительном офисе установлена комиссия за выдачу кредита на потребительские нужды «при предоставлении кредита на сумму до 150 тыс. руб. включительно сроком на 1 год и процентной ставкой 14,9 % процентов годовых - 2,5 тыс. руб.»;

    - обязанность Заемщика при несвоевременном погашении кредита уплаты штрафа из расчета 48 % годовых на сумму просроченной задолженности (основного долга по кредиту) за . каждый календарный день просрочки;

    - обязанность Заемщика «осуществить погашение кредита и уплату процентов по. нему в полном объеме, размещая для этих целей на Счете (ах) погашения не позднее 19:30 МСК даты погашения кредита сумму й платежа, определенную графиком».

    Наибольшее количество обращений за отчётный период поступало на ОАО КБ «Московский областной банк» - 7 обращений.

    Повысился рост обращений жителей Подмосковья на нарушение прав потребителей ОАО «Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации», количество которых составило - 4 обращения.

    В основном, это были жалобы на взимание платежей при открытии и обслуживании ссудного счёта, по подсудности. Виновные оштрафованы.

    Как правило, причинами выявленных в ходе проверок нарушений в заключённых с потребителями договорах является наличие подобных нарушений, прежде всего, в предлагаемых банками типовых договорах кредитования. К сожалению, отсутствие необходимых знаний и навыков, осведомлённости о финансовых рисках не даёт возможности будущему заёмщику делать обоснованный выбор, знать, куда обращаться за помощью, и принимать другие эффективные меры для улучшения своего финансового благосостояния.

    В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.02.2011 г. №180-р о реализации Проекта «Содействие повышению уровня финансового образования в Российской Федерации», одной из основных задач Роспотребнадзора на сегодняшний день является доведение до населения основ потребительской грамотности. В Подмосковье этим вопросом, в основном, будут заниматься Управление Роспотребнадзора по Московской области, Консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» и Московское областное отделение Общероссийской общественной организации «Союз заемщиков и вкладчиков России».

    В соответствии с заключенным соглашением о взаимодействии и сотрудничестве с Московским областным отделением Общероссийской общественной организацией «Союз заемщиков и вкладчиков России» 23 марта 2011 года в конференц-зале администрации Мытищинского района состоялся областной семинар «Повышение финансовой грамотности населения Московской области». В семинаре приняли участие Совета де~татов, руководители общественных и профсоюзных организаций, представители деловых и научных кругов, областных и местных средств массовой информации, а также более 80 жителей Подмосковья.

    Информация о проведённых мероприятиях выставлялась на сайте Управления Роспотребнадзора по Московской области, опубликовывалась в районной и областной прессе.

    Подобный семинар состоялся 30.11.2011г. в Администрации г. Серпухова, где присутствовали преподаватели институтов и техникумов, студенты и жители г. Серпухова, общее количество которых составило 51 человек.

    Данный семинар транслировался по телевизионным каналам г. Серпухова и г. Пущино.

    01.12.2011 г. совместно с региональной общественной организацией "Общество защиты прав потребителей Московской области" проведён прямой эфир на радио «Подмосковье» в программе «Народ и власть».

    20.12.2011 г. состоялся круглый стол на тему: «О взаимодействии Управления Роспотребнадзора по Московской области, Московского областного отделения Общероссийской общественной организации «Союз заемщиков и вкладчиков России» с организациями, предоставляющими населению Московской области потребительские кредиты».

    На заседании присутствовали представители Московского главного территориального управления Центрального банка Российской Федерации. Из 8 приглашённых банков участвовали представители 2-х- АКБ «Абсолют банк» (ЗА О) и ОАО «Московский кредитный банк».

    В итоге круглого стола было внесено предложение: банкам для установления действительно равноправных отношений между кредитными организациями и гражданами- потребителями финансовых услуг, укреплению степени доверия между ними и как результат - более цивилизованному и гармоничному развитию всего финансового рынка, рассмотреть вопрос о заключении соглашений о предварительном согласовании с Роспотребнадзором типовых договоров потребительского кредитования с последующим утверждением их руководством банков, а также проводить семинары по финансовой грамотности населения Московской области совместно с представителями банков.

    Главная цель защиты прав потребителей финансовых услуг состоит в устранении дисбаланса власти, информации и ресурсов между потребителями и финансовыми учреждениями.

    Защита прав потребителей будет осуществляться посредством двух механизмов:

    1) финансовое регулирование;

    2) образование потребителей по темам, касающимся финансовых услуг.

    Эффективные программы по защите прав потребителей в сфере финансовых услуг будут направлены на:

    - обеспечение потребителей чёткой и сопоставимой информации о финансовых услугах;

    запрещение вводящей в заблуждение или мошеннической практики в сфере предоставления финансовых услуг;

    - обеспечение эффективного механизма разрешения споров между финансовыми учреждениями и домохозяйствами;

    - обеспечение доступа к образованию потребителей в отношении рисков и финансовых выгод, связанных с использованием розничных финансовых услуг.

    Результаты данных действий должны содействовать установлению действительно равноправных отношений между кредитными организациями и гражданами-потребителями финансовых услуг, укреплению степени доверия между ними и как результат - более цивилизованному и гармоничному развитию всего финансового рынка.

    И ещё одного вопроса считаю необходимым коснуться. 9 сентября 2011 года в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека прошло расширенное заседание коллегии Роспотребнадзора, на котором был рассмотрен вопрос «Об актуальных аспектах осуществления Роспотребнадзором и его территориальными органами федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей финансовых услуг».

    В заседании приняли участие представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которые инициировали проведение в - 2012 г. проверок «коллекторских агентств». В связи с этим, в план работы Управления Роспотребнадзора на 2012 год включены проверки 17 «коллекторских агентств», расположенных на территории Подмосковья.



Возврат к списку