Вернуться к обычному виду
Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Регистрация
Войти на сайт | Регистрация


lmfc.jpg 

uslugi_mosreg.ru.jpg
pr4.png 
    


gosuslugi.jpg

personadjandetii.jpg
 
NI.jpg

opros_mest_vlast.JPG

    
MB.jpg

  • 15 сентября 2014

    Информация ЛУ МВД России в аэропорту Домодедово

    Наиболее распространенные и опасные ситуации проявления коррупции

    Одной из приоритетных задач правоохранительных органов Российской Федерации, в общем, и органов внутренних дел, в частности, является противодействие коррупции. На сегодняшний день проявление коррупции, без сомнений, можно считать транснациональным явлением. Коррупция оказывает самое негативное влияние не только на эффективное функционирование публично-правовых образований, дискредитирует их в глазах населения, но и затрагивает все сферы общественной жизни, подрывает морально-нравственный климат в обществе, способствует правому нигилизму. Свидетельством тому, что данная проблема приобрела особую актуальность в Российской Федерации, может служить и тот факт, что вопросам нормативной правовой регламентации отдельных вопросов противодействия коррупции на различных уровнях законодателем в последнее время уделяется большое значение. Кроме того, немалая работа в данном направлении осуществляется и на различных общественно-политических мероприятиях, конференциях, курсах повышения квалификации, научных семинарах, лекциях, тренингах и т.д.

    Все вышесказанное свидетельствует об особой значимости обозначенного нами вопроса.

    В настоящее время уголовная ответственность непосредственно на получение, дачу взятки и посредничество во взяточничестве (взяточничество), как наиболее распространенные и опасные ситуации проявления коррупции, предусмотрена в статьях Главы 30 (преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления) Особенной части Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ). Для более наглядного понимания сущностной составляющей обозначенных противоправных деяний проведем их уголовно-правовую характеристику.

    В статье 290 УК РФ предусмотрена криминализация действий, связанных с получением взятки. Объективная сторона данного преступления выражается в совокупности ряда действий: получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

    При этом под входящими в служебные полномочия действиями (бездействием) должностного лица следует понимать такие действия (бездействие), которые оно имеет право и (или) обязано совершить в пределах его служебной компетенции (например, сокращение установленных законом сроков рассмотрения обращения взяткодателя, ускорение принятия должностным лицом соответствующего решения, выбор должностным лицом в пределах своей компетенции или установленного законом усмотрения наиболее благоприятного для взяткодателя или представляемых им лиц решения). В свою очередь, способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению действий (бездействию) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц выражается в использовании взяткополучателем авторитета и иных возможностей занимаемой должности для оказания воздействия на других должностных лиц в целях совершения ими указанных действий (бездействия) по службе. Такое воздействие заключается в склонении другого должностного лица к совершению соответствующих действий (бездействию) путем уговоров, обещаний, принуждения и др.

    Предметом взятки наряду с деньгами, ценными бумагами, иным имуществом, могут быть незаконные оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав.

    Под незаконным оказанием услуг имущественного характера следует понимать предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами).

    Имущественные права включают в свой состав как право на имущество, в том числе право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, например исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (статья 1225 ГК РФ).

    Субъектом по данному преступлению следует признавать должностное лицо,иностранное должностное лицо либо должностное лицо публичной международной организации.

    Законодателем в качестве санкции за данное преступление предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от двадцатипятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишение свободы на срок до трех лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.

    Далее в других частях данной статьи оговариваются случаи получения взятки в значительном размере, за незаконные действия (бездействие), а также указываются иные квалифицирующие признаки.

    Следует помнить, что уголовной ответственности подвергается и лицо, давшее взятку. Так в диспозиции ч.1 статьи 291 УК РФ указано, что дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника - наказывается штрафом в размере от пятнадцатикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере десятикратной суммы взятки.

    Также законодатель предусмотрел возможность освобождения лица, давшее взятку, от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

    Еще одним преступлением, входящим в триумвират преступлений, обозначенных взяточничеством, является посредничество во взяточничестве (статья 291.1 УК РФ), то есть непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере. В качестве санкции предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки. В других частях данного состава преступления обозначены конкретные квалифицирующие признаки.

    Здесь, как и в выше обозначенном случае, предусмотрена возможность освобождения от уголовной ответственности при определенных обстоятельствах: в частности, если такое лицо после совершения преступления активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о посредничестве во взяточничестве.

    Таким образом, подводя итог рассмотренной проблемы, можно отметить, что законодатель достаточно конкретизировал различные вариации проявления преступлений, связанных со взяточничеством, и предусмотрел меры наказания, связанные как с лишением свободы, так и иные. Активная гражданская позиция, осознание необходимости противодействия проявлениям коррупции на всех уровнях общественной жизни как явлению, затрудняющему нормальное экономическое, политическое и культурное развитие страны, будет предопределять эффективность борьбы с данной проблемой.

    Старший юрисконсульт ЛУ МВД

    России в аэропорту Домодедово

    капитан внутренней службы М.Р. Юсупов



Возврат к списку