Село Одинцово.
Усадьба Одинцово на берегу речки Рожайки, в начале 19 в. была приобретена В.Е. Морозовым, который вскоре приступил к полной ее перестройке. В 1892-1894 г.г. по проекту Ф.О. Шехтеля был создан архитектурный ансамбль, сочетающий элементы эклектики и стилизаторства со свободой планировки и характерной для модерна асимметрией в структуре основных сооружений. Из старых построек осталась лишь церковь, стоящая близ дома на опушке запущенного парка.
Композиционным и художественным центром усадьбы служит дом в духе раннего французского Возрождения, поставленный на искусственной верхней береговой террасе. Кирпичный со штукатурной отделкой фасадов, он очень живописен благодаря сложности конфигурации и компоновке разновысотных объемов. В основном двухэтажный с полуподвалом, дом усложнен угловой шатровой башней и широко раскинувшимися одноэтажными боковыми пристройками. Все части здания покрыты собственными высокими крутыми кровлями, обогащающими общий выразительный силуэт. Фасады при общности архитектурно-декоративных приемов индивидуальны. В их организации большая роль принадлежит выступам, креповкам, террасам и балконам, а также окнам различной величины и формы. Значение главного получил наиболее «регулярный» фасад с выделенным центром, обращенный к реке, гранитной лестницей связанный с садовым партером. В системе наружного убранства здания эффектно использован цветовой контраст краснокирпичных стен и светлой штукатурки.
Во внутренней планировке с центральным холлом, общей для обоих этажей, элементы коридорной системы удачно сочетаются с анфиладностью парадных помещений. Последние богато и нарядно отделаны в различных стилях. Широко использованы дубовые панели, деревянные кессонированные потолки, росписи, лепнина, штофные обои и паркет. В холле и столовой – камины. Угловые печи часто замаскированы. Убранство интерьеров дополняют мебель, картины, произведения декоративно-прикладного искусства рубежа 19-20 в.в.
Небольшой кирпичный, частично оштукатуренный служебный флигель по своим художественным принципам близок усадебному дому. Одноэтажная северная и двухэтажная южная его половины композиционно объединяет массивная граненая башня с зубцами, которая заключает в себе трубу размещенной в подвале котельной. Разнообразие объемных форм усиливается пластической их разработкой с помощью скашивания углов. Снабженные креповками и щипцами фасады отделаны светлым штукатурным рустом. Перекрытия в основном балочные. Потолки с розетками имеют тянутые карнизы. В настоящее время жилые комнаты украшают мебель, картины, вазы, находившиеся в усадебном доме.
Дом управляющего, одноэтажный с высоким цоколем, скрывающим подвал, усложнен наличием выступов и граненых башенок, одна из которых оформляет угловой вход. Компоновка фасадов ассиметрична. Тыльный фасад искажен новой пристройкой. В интерьерах имеются белые кафельные печи, штукатурные розетки и карнизы, старые филенчатые двери. Живописные полотна, фарфор и мебель конца 19 – начала 20 в., по-видимому, перенесены из главного дома.
Кирпичная оранжерея сильно перестроена, однако сохранились основа ее коридорной системы и обращенные к центру усадьбы входной и торцевой павильоны. Различные по высоте, форме и ориентации, они перекликаются с другими постройками усадьбы общностью художественных приемов. Основным средством декоративной отделки служит штукатурка, покрывающая плоскости глухих стен, подчеркивающая углы и различный характер перемычек.
Конный двор оформляет основной въезд в усадьбу, что определило его парадную симметричную композицию. Высокая центральная проездная башня с надвратным теремом в «русском стиле» архитектурно объединяет широко раскинувшиеся циркумференции одноэтажных боковых крыльев. Последние до их переделки имели собственные художественные акценты в виде поперечных помещений под крутыми остроконечными кровлями. Уцелело одно из них в наиболее нарядной средней части здания. Эффектная центральная башня со сводчатым проездом, угловыми гранеными пилонами со щелевидными окнами и ступенчатые брандмауэры придают постройке романтические черты замкового сооружения.
Обширный усадебный парк смешанных пород – преимущественно пейзажный, переходящий в лесной массив. Отдельные деревья в нем, лиственничные и пихтовые аллеи – более чем столетнего возраста. Эффектна длинная подъездная аллея с двухрядной обсадкой стрижеными липами и пихтой. В центре усадьбы имеются остатки регулярного липового сада. На окраине парка, у реки, находится небольшой искусственный пруд с островом, соединенный с рекой каналом. Берега пруда украшают миниатюрные декоративные павильоны 1890-х г.г. с высокими чешуйчатыми кровлями на деревянных кронштейнах.
Деревня Заболотье.
Возникновение деревни Заболотье связано с древнейшим погостом в Домодедовской волости Московского уезда – «погостом в Ростовцах», находившемся в двух верстах выше по течению реки Пахры от села Домодедово. На погосте была в буквальном смысле историческая церковь во имя убиенных благоверных князей Бориса и Глеба, первое упоминание о которой имеется под 1628 г.
В дозорных книгах 1680 г. церковь числится в вотчине боярина князя Ю.И. Ромодановского. Священником в то время был отец Гавриил Родионов.
В 1734 г. издан указ о строении вместо ветхой Борисоглебской церкви, на том же месте, новой, деревянной, которую через год уже освятили. В 1785 г. была построена на средства графини Е.И. Головкиной белокаменная церковь во имя святых князей Бориса и Глеба.
С исчезновением Борисоглебского погоста, закрытие церкви, исчезло село Борисоглебское, а Заболотье осталось деревнею. Первое упоминание о деревне Заболотье в переписных книгах относится к 1646 г., однако, можно предположить, что своими корнями деревня уходит в глубокую древность, так как ее развитие шло одновременно с развитием Борисоглебского погоста.
Деревня Заболтье, получила свое название по местности, находящейся возле поймы реки Пахры, как бы «за болотом», заполняемой при продолжительных дождях.
В 19 в. деревня Заболотье находилась в Дворцовом ведомстве, в ней в 1852 г. насчитывалось 36 дворов и 331 житель. В 1995 г. в деревне Заболотье насчитывалось 54 дома с 95 жителями.
В настоящее время в Борисоглебском погосте зарегистрирована община верующих, ведется работа по возвращению храмового комплекса Русской Православной Церкви.
Село Юсупово.
Старинное село Юсупово, известное в 17-19 в.в. как Исупово, находится на юге городского округа Домодедово в верховье реки Опоки (ныне Злодейка).
В 17 в. село Юсупово было дворцовым и относилось к Боровской и Перемышльской десятинным Московского уезда.
В 1628 г. стояла «в селе Исупово Димитриевская церковь – деревянная, построенная исстари …».
В середине 17 в. в селе Юсупово насчитывалось 34 крестьянских двора с 81 жителем мужского пола.
В 1754 г. «тщанием прихожан в селе Исупово построена деревянная церковь». По ведомости за 1849 г., церковь в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня была деревянная, крытая железом, с приделом во имя святого великомученика Димитрия Солунского. Одновременно с церковью построили деревянную башенную колокольню. В церкви установили пятиярусный иконостас и выполнили художественную роспись стен.
К середине 18 в. село Юсупово значительно выросло, в нем насчитывалось 70 дворов с жителями более 700 человек.
Проект каменного храма, вместо ветхого деревянного, был создан еще в 1880-х г.г. архитектором К.В. Красильниковым и утвержден 8 декабря 1892г. Каменная церковь имела три престола: главный – в честь Воздвижения Честного иЖивотворящего Креста Господня и приделы: во имя великомученика Димитрия Солунского и великомученицы Параскевы Пятницы.
Приход церкви села Юсупово с деревнями состоял на начало 20 в. из 194 дворов и 1229 жителей.Вернуться...