Вернуться к обычному виду
Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Регистрация
Войти на сайт | Регистрация


МБУ "МФЦ Домодедово" 

Портал государственных и муниципальных услуг

Виртуальная приемная 
    
LOGO.jpg

госуслуги

personadjandetii.jpg
 
NI.jpg

Оценка деятельности местной власти

    
Горячая линия по вопросам малого бизнеса


Горячая линия по гаражной и дачной амнистии


Информация для населения

Городской округ

05.06.2013

II Российский

федеральный форум «Умный город будущего» РИА «Новости», Москва, 03.06.2013 г. Экспертная панель «Экономика города»

Сбалансированный рост городов - путь к самоспасению депрессивной экономики

Городецкий Дмитрий Игоревич,

руководитель Администрации городского округа Домодедово, доктор экономических наук.

Год назад на Первом форуме вызвало существенный интерес мое сообщение о муниципальной инноватике.

Попробуем теперь взглянуть на городскую жизнь чуть шире и ответить на вопросы нашей экономической панели. В ситуации, когда пол-Европы в провале, полмира в стагнации, а в России индекс промпроизводства за первый квартал текущего года скатился до нулевого роста, у нас в Домодедово промышленность выросла на 55 %, транспорт и торговля на 20%, сельское хозяйство на 15 %. И такие темпы - больше десятилетия, что видно на представленных диаграммах.

Начнем с прототипа и аналога. Не хочется повторять хрестоматийные примеры Барселоны и Ванкувера, Сиэтла и Хельсинки, Куритибы и Цюриха, Перми и Череповца, двух Бирмингемов - английского и американского...

Возьмем свежий опыт города с двойным названием (как в Одесском анекдоте: выпускник на распределении в ВУЗе мечтает попасть в место с необычным двойным названием - Монте-Карло, Лос-Анжелес или Нью-Йорк, а получает направление в Нарьян-Мар).

Так вот, нам кажется больше всего похожим на Домодедово английский город с двойным названием Милтон-Кейнс, возникший, как и мы, 50-60 лет назад вокруг одноименной деревни. В названии его два Джона, т.е. два Ивана - поэт Джон Мильтон (благодаря Остапу Бендеру увековечено трио Гомер, Мильтон и Паниковский), воскликнувший три века назад:

«...И, может быть совсем не служит, тот

Высокой воле, кто стоит и ждет»,

а также экономист Джон Кейнс, развенчавший нестабильность капиталистического рынка и доказавший необходимость госвмешательства в экономику, скорее всего, в результате женитьбы на русской балерине Лидии Лопуховой.

В этом городе лирической экономики почти все, как в Домодедово: 20 – 40 мин и сотня поездов в день до столицы, главных аэропортов и университетских центров, огромная лесопарковая зона, низкая безработица, концентрация крупных компаний, население под 200 тыс. и лавина мигрантов.

А что у нас? Шестисотлетнее ласковое село Домодедово (Дом Дедов). Два лирических аналога поэту Мильтону: Анна Андреевна Ахматова, которая умерла в нашем санатории «Подмосковье», заметив, может быть, о нас:

«Тот город, мной любимый с детства,

В его декабрьской тишине

Моим промотанным наследством

Сегодня показался мне»

Или Антон Павлович Чехов, который, работая земским врачом в домодедовских деревнях, взывал к потомкам: «Если бы каждый человек на куске земли своем сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша!»

Есть и современный аналог великому экономисту Кейнсу - профессор Джон Касарда из университета Северной Каролины США. Он придумал концепцию города-аэропорта, - аэротрополиса. Рассчитал на Земле 22 места и уже воплотил в жизнь почти половину из них. Касарда уверен, что в Европе пригодны для этого всего две точки: Амстердам (Схипхол) и Москва (Домодедово).

Впрочем, к делу. Об основаниях и параметрах сбалансированного роста нашего округа.

Первое. Учет мирового тренда. Когда мегаполисы захлебываются (100 лет назад было 12 милионников, ныне более 300, в т.ч. 27 более 10 млн.), деревни и сверхмалые города постепенно умирают, наступает время таких городов, как Домодедово, и их агломераций.

Второе. Оптимальное географическое положение округа во втором поясе от столицы, при идеальной экологии, вблизи крупнейшего и наиболее перспективного аэропорта Восточной Европы.

Третье. Упреждающая и глубоко осмысленная реструктуризация хозяйства от моноавиагиганта к масштабной многоотраслевой экономике для человека (агрокомплекс и пищепереработка как основа продовольственного самообеспечения, стройиндустрия, логистика, рекреация). Квалифицированные трудовые и подрядные ресурсы, уникальная система профориентации «Приток».

Четвертое. Приоритетное развитие транспортной и инженерной инфраструктуры (в ближних планах 7 новых и реконструированных энергоисточников, 5 газопоршневых установок, больше 30 дорог и путепроводов, максимальная муниципализация дорожной сети).

Пятое. Резервирование свободных земельных массивов для градостроительства, развития аэропорта и промзон (была 1, стало 6). Строительство производственных комплексов впереди жилья, возведение последнего на основе социальных соглашений с застройщиками об одновременном вводе дорог, школ, детских садов, медучреждений и спортобъектов. Сейчас таких соглашений 14.

Шестое. Постоянная актуализация генплана (приняли первыми в России в 2006 и уже дважды откорректировали), планомерное понижение этажности жилья и развитие парков, как требует наш губернатор А.Ю.Воробьев, грамотное функциональное зонирование, оптимальное чередование селитебных, промышленных, природных и аграрных массивов.

Седьмое. Эффективная одноуровневая система местного самоуправления как результат своевременной трансформации района в городской округ, реального разделения пятипартийной представительной и исполнительной властей, сохранения территориальных подразделений в шаговой доступности жителям, поддержания общественного спокойствия, толерантности и гражданского мира.

Восьмое. А по значимости одно из главных: адекватная и глубоко эшелонированная инвестиционная политика. Она включает дифференцированный отбор партнеров, осторожное льготирование, аккуратное "сводничество" между собственниками земли и инвесторами, заблаговременное изменение категории и видов землепользования, оптимизацию техусловий, ускоренную выдачу разрешительных документов, быстрый переход от стартовой инвестиционной дипломатии к практической координации на языке строительных оперативок.

Девятое. Масштабные проекты федерального и глобального значения: авиационный хаб и аэротрополис, национальный парк «Россия», центр ЕвразЭС, образовательный, медико-промышленный и спортивный кластеры. Это отражено в распоряжении правительства РФ от 11.2012 «Об ускоренном развитии городского округа Домодедово».

Итог инвестиционной деятельности - привлечение за последние 6 лет 123 млрд. руб. в основной капитал, в т.ч. 1,7 млрд. $. Это вчетверо больше, чем за предыдущее десятилетие и впятеро, чем в среднем по стране. За счет этих инвестиций достигнут 47-миллиардный прирост социальных фондов и консолидированного бюджета. Причем, федеральная составляющая прироста -55%, региональная - 39%, а местная - всего 6%. Собирая ежегодно в три бюджета почти 20 млрд. руб., мы получаем из них лишь шестую часть, дополнительно отдаем наверх по 100-200 млн. руб. в год отрицательного трансферта и, тем не менее, имеем удельный вес собственных налоговых и неналоговых доходов 80%.

Округ обеспечивает более 10 лет среднегодовые темпы роста экономики свыше 30%. Мы реализовали в 2012 г. продукции, работ и услуг на 227 млрд. руб., что превышает показатели 34 субъектов РФ. Парадокс и перекос в том, что масштабы - средней области, а бюджет - сугубо муниципальный.

Какие у нас предложения?

1. Устранить диспропорции в бюджетировании мест. Например, на строительство и капремонт 1 км федеральных дорог округа в 2010 г. выделено было 2,5 млн. руб., областных в 12, а муниципальных в 25 раз меньше. Мы извернулись и за 3 года удевятерили финансирование своей дорожной отрасли, но 300 млн. руб. на 1050 км - капля в море. Тем более, не поспеваем за гиперавтомобилизацией: ежегодный прирост парка 20-30%, на 1000 жителей уже почти 500 автомобилей - гораздо больше, чем по стране и даже Москве. Надо оставлять сверхдоходы бюджетов растущих территорий в муниципальных дорожных фондах, иначе-тормоз развития и всеобщее равенство в нищете.

2. Перенести центр тяжести в градостроительстве с радиально-кольцевой на хордовую и решётчатую модели. У нас южная хорда Подольск-Домодедово- Раменское как ось двухмиллионной агломерации и будущего олигополиса уже проектируется.

3. Усилить конкуренцию и надзор при становлении и налогообложении нового бизнеса. Раньше считалось, что надо создавать тепличные условия. Даже название придумали в Гарварде «Стратегия голубого океана» (2005). Теперь доказано, что конкурентность повышает выживаемость. Почему бы не ввести оборотные штрафы, как в антимонопольной политике, за нерегистрацию обособленных подразделений или юрлиц по месту реальной дислокации?

4. Активнее внедрять сравнительно недорогие приемы организации дорожного движения (поворотные карманы на перекрестках, круговое движение взамен светофоров, «умные» остановки без киосков, отодвинутые на 200-500 м остановки и парковки у ж\д станций по опыту Германии, раздвижка на 4-5 часов начала и окончания рабочего дня, допуск карпулов на выделенные для ТОП полосы, удаленность штрафстоянок и муниципализация части доходов от видеофиксации, синхронизация по опыту Сеула через общую интеллектуальную систему дорожной, транспортной и логистической политики Москвы и Подмосковья, региональных центров и пригородных районов).

Что будем делать сами?

1. Обеспечим реализацию перечисленных проектов.

2. Оставим во главе угла человеческий фактор, прежде всего, учет интересов групп населения; не имеющих прямых и быстрых выгод от растущей экономики. Обязательно примем во внимание неэкономические факторы экономического роста, разработанные институтом социологии РАН (духовные параметры общественного мнения и образа жизни, гуманизация экономики, философские и этические аспекты хозяйственных преобразований, оздоровление социальной среды, раскрытие людям конечных целей реформ). Социальная функция государства должна всегда доминировать над экономической. Ведь даже недавно ушедшая «железная» леди Маргарет Тэтчер предупреждала: «Самым главным ресурсом является человек. Государству лишь надо создать основу для расцвета таланта людей».

3. Сохраним достигнутые темпы роста экономики и бюджета, разборчивость в размещении производительных сил, методологию и электронизацию стратегического планирования и управления, единую команду во властном и хозяйственном звене, высокую активность, лояльность и мотивацию молодежи, ветеранов, общественных организаций, церкви, национальных диаспор.

4. Постараемся следовать установкам Шанхайской декларации ЭКСПО-2010 под девизом «Лучший город - лучшая жизнь», минимизируя негативные последствия новой городской эры: неконтролируемый рост населения, дорожные пробки, загрязнение среды, бедность необустроенных жителей, конфликты культур, банкротство бизнесов и т.п. Попробуем по-настоящему сбалансировать экономический рост и социальное развитие города и сельских населенных пунктов (их 139).

5. Продолжим аккуратную урбанизацию, сдвиг инноваций в зону высоких технологий, привлечение предприятий, чей производственный цикл противоположен доминирующей отрасли авиатранспорта, систематическую корректировку генплана, выравнивание доходов верхней и нижней децильных групп населения, расширение и обогащение среднего класса.

6. Не будем терять достигнутого тренда на реальное улучшение качества жизни людей, драйва от реформирования социальных отраслей и муниципального хозяйства. И следовать свежей рекомендации классика урбанизма Чарльза Лэндри в его недавней книге «Креативный город»: «Любое поселение должно вести дела с воображением и новаторством. Думать! Планировать! Действовать!».


Количество показов: 4208
Дата изменения: 03.12.2015 17:48:51

Возврат к списку