Вернуться к обычному виду
Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Регистрация
Войти на сайт | Регистрация

    
Горячая линия по вопросам малого бизнеса


Горячая линия по гаражной и дачной амнистии


Информация для населения

Городской округ

Почему отключался аэропорт Домодедово? (мысли вслух).

Почему отключался аэропорт Домодедово? (мысли вслух).

Предновогодняя неделя выдалась очень трудной. Первого января мне исполнялось 60 лет. Хотелось уехать, вопрос был согласован с Губернатором, оплачены билеты и путевки, у дочери каникулы. И вдруг беда... Почти вся сельская зона и поселки без электроснабжения.

К Новому году мы почти все восстановили, и я уехал в отпуск. Но события предновогодней недели имели огромный резонанс в обществе. Как это часто бывает, виновными назначили не тех. Никогда не писал никаких писем, записок и т.п. Но в этот раз накатило. Впервые в жизни возникло состояние, когда не писать невозможно...

В отпуске я на одном дыхании напечатал статью. Тогда я только осваивал новый редактор на IPad . Не знаю, как получилось, но вместо того, чтобы сохранить, я удалил текст. Можете представить мое состояние! Сначала я решил – не судьба, значит так и нужно, но уже в самолете начал все печатать заново.
Эмоции уже немного улеглись. В отпуске закончить не успел, накатили другие дела и заботы. Но, в конце концов, эмоции победили, и в очередном отпуске я завершил статью.



Ледяной дождь начался в субботу во второй половине дня. Дороги были тяжелые, но проезжие, и, казалось бы, ничто не предвещало беды. Утром в воскресенье проснулся позднее обычного, взглянул в окно и понял, что пришла беда. Ее масштабы оценить сразу не смог, так как в городе все сверкало огнями, и перебоев в электроснабжении не было. Дело в том, что город снабжают электроэнергией муниципальные электросети. Директор муниципальных сетей Николай Волков высоко профессиональный и ответственный руководитель, в течение нескольких лет он заменил все воздушные линии на изолированные самонесущие провода и город практически не отключался. Утром отключались водозаборные узлы, запитанные от МОЭСК, но Волков в течение тридцати минут подал на водозабор электроэнергию от муниципальных сетей, и это спасло город - котельные без воды работать не могут.
Сегодня со всей очевидностью встает вопрос: можно ли было избежать таких катастрофических последствий природного явления? Ответ однозначный: да, можно. Так получилось, что я работаю в исполнительной власти давно. Начинал тридцать лет назад, а в 1989 году возглавил исполнительную власть в районе. Должность называлась по-разному, но суть работы не меняется.

Я помню те времена, когда энергетикой командовали профессионалы. Мосэнерго возглавлял Н.И. Серебрянников, Подольские электрические сети А. Н. Филиппов. Потом в Мосэнерго пришли "ботаники", из новой волны управленцев, которым все равно, чем руководить, лишь бы руководить. Они начали избавляться от "непрофильных" активов, заниматься чем угодно, кроме энергетики. В деревнях начался строительный бум. Новые дома, как правило, подключались к старым сетям. Никто не занимался не только развитием, но и нормальной эксплуатацией. В результате, система пришла в упадок. Особый удар по ней нанесла последняя реформа. Энергетику, по сути, отдали в частные руки, при этом было сделано все для того, чтобы вывести ее деятельность из-под контроля местных властей. Подольские электрические сети переименовали в Южные. Уволили А.Н. Филиппова. На московский регион "сели" "оренбургские". В Московской объединенной электросетевой компании (МОЭСК) все должности заняли выходцы из этого региона. Начался хаос. В Подольск вместо Филиппова назначили Перчаткина.

С Филипповым можно было обсуждать проблемы и совместно искать пути их решения, Перчаткин же считал, что местной власти не существует. На письменные обращения давал отписки. В нашу администрацию за три года работы он приехал один раз - за месяц до своего увольнения. Очевидно, прижало. Разговор был длинным, вязким. Чувствовалось, что никакого интереса и желания решать проблемы, у него нет. Ничего не пообещал. Я сделал вывод - будет еще хуже.

Население осталось один на один с проблемой. Два года я добивался, чтобы ко мне хотя бы зашел инспектор Ростехнадзора. Хотелось узнать, как они собираются наводить порядок в подконтрольном хозяйстве. Через наших энергетиков инспектор передал, что его начальство не рекомендует ему эту встречу. "Некорумпированный" Ростехнадзор населением практически не занимался. До недавнего времени не контролировал качество услуг, предоставляемых МОЭСК и Энергосбыт, хотя именно он заключает с населением договоры и получает деньги за электроэнергию.

Народ все эти годы требовал нормального электроснабжения с меня. И это абсолютно правильно. За меня голосовали на выборах, с меня и спрос. Было бы логичным отдать все электроснабжение населения в муниципальную собственность, но кто отдаст? Возникла патовая ситуация. В любой другой стране потребители давно бы "раздели" МОЭСК в судах. Но наш народ судов боится, судиться считает постыдным - будет год сидеть без электроэнергии, но в суд не пойдет. Это усилило чувство безответственности и безнаказанности руководителей МОЭСК и, в конечном итоге, привело к полной деградации системы. Серьезные проблемы начались и у бизнеса. С созданием МОЭСК руководители начали жаловаться, что получить технические условия на подключение к сетям стало трудно и дорого. В каждом случае нужно вести переговоры и "договариваться". Иногда процесс шел месяцами.



Но вернемся к ледяному дождю. Проснувшись, я позвонил Руководителю администрации Д.И. Городецкому. Он - трудоголик, работает без выходных, каждый день на работе с семи утра. Оказалось, что он с 4.00 уже "рулит", ситуация в округе плохая. По пути на работу я увидел ужасную картину. Дороги и дворы везде перекрыты поваленными деревьями. Отовсюду из округа начала поступать информация об отключении электроэнергии, остановке котельных и водозаборных узлов. По ходу начали корректировать работу служб, с тем, чтобы минимизировать последствия. На 12.30 я назначил заседание комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Примерно с 10.00 пошли звонки из аэропорта. Он работал на одном питании, второе "мигало", вот-вот должно было отключиться. К этому времени мы собрали всю информацию по населенным пунктам и социальным объектам. Картина была удручающей. Практически вся сельская зона была без электроснабжения. Отключились 11 котельных, большинство сельских водозаборных узлов. В последние годы население в деревнях и поселках устанавливает современные системы отопления, которые не могут работать без электроэнергии. Автономные источники электроснабжения есть далеко не у всех. Надвигалась большая беда. Оценивая критическую ситуацию в округе, я сразу понял, чем грозит отключение аэропорта. Свою трудовую деятельность в начале семидесятых годов начинал в аэропорту, хорошо знаю технологию его работы, знаю лично многих руководителей.

Я сразу же позвонил В.М. Шомесову. Это новый руководитель Южных электрических сетей МОЭСК, недавно назначенный на эту должность вместо Перчаткина. В отличие от Перчаткина, Вадим Михайлович через некоторое время после назначения приехал в администрацию. Мы познакомились, обсудили все проблемы. Он оставил впечатление человека профессионального, ответственного, желающего навести порядок и поправить дело.
В ходе разговора я пытался объяснить Вадиму Михайловичу, что будет, если аэропорт отключится. Показалось, он пропустил мои аргументы мимо ушей. Оно и понятно. Ситуация на вверенных ему сетях была катастрофической. Тем не менее, он меня заверил, что через полтора-два часа электроснабжение аэропорта будет нормализовано. Я ему поверил. И это было самой большой моей ошибкой. В этот день я звонил ему несколько раз. Неизменно получал один и тот же ответ, что электроснабжение аэропорта будет нормализовано через полтора-два часа.

Истинная ситуация открылась только поздно вечером. Аэропорт уже несколько часов был полностью обесточен, поднялся сильный шум в СМИ. Ситуацией в аэропорту начали интересоваться большие начальники. Поздно вечером мы получили информацию, что мастер, обслуживающий оба питающих центра аэропорта, по пути в аэропорт на выезде из города попал в автомобильную аварию. Он ехал на собственном автомобиле, бросить его не может, поэтому оценить обстановку с электроснабжением аэропорта некому.

Я сразу все понял. По "ящику" тема аэропорта стала доминирующей, большие начальники от энергетики делали непонятные заявления, называли сроки, а тут и «конь не валялся». Южным сетям светлого времени суток не хватило, чтобы оценить обстановку и определить масштаб восстановительных работ. Я попросил начальника домодедовского УВД Б.Н. Жукова отвезти мастера в аэропорт на милицейской машине (к тому времени в районе аэропорта возникла пробка) и организовать оформление ДТП без его присутствия. После того как он разобрался, стало ясно, что надо пилить ветки, но сначала нужно построить временную дорогу, чтобы можно было подъехать к проводам на автовышке. Все эти работы МОЭСК отложила на утро, хотя при нормальной управляемости и четкой организации труда эту работу можно было выполнить в первый день.

Беда в том, что сети напряжением 110 киловольт не входят в зону ответственности Домодедовского района электрических сетей (РЭС) и обслуживаются отдельным участком Южных электрических сетей, у которого ничего нет, и он не способен решать любые задачи в условиях чрезвычайной ситуации. В отличие от него, Домодедовский РЭС "укоренен" в местную систему и постоянно опирается на помощь муниципалов и местных строителей.

Следующий день прошел в метаниях. Без особого плана, не оценив обстановку и объем работ МОЭСК пыталась включить одну из двух головных подстанций 110 на 10 киловольт. Бессистемные метания ни к чему хорошему не привели.

Второй день был потерян. За сутки страсти вокруг аэропорта в СМИ накались до предела. Журналисты "несли" всякие небылицы, как водится, в эфире появилось множество "экспертов", которые с умным видом рекламировали себя, и обвиняли всех и вся, в зависимости от политических пристрастий.

Вечером я принял решение восстановить электроснабжение аэропорта местными силами. Для этого необходимо было отвлечь часть ресурсов от решения местных проблем. Дело в том, что с первого дня мы сформировали во всех территориальных управлениях отряды, основными задачами которых были расчистка и подготовка к включению низковольтных трасс в населенных пунктах. Объем этих работ был огромным. В округе без электроэнергии осталось 111 населенных пунктов. В первый день мы собрали со всех магазинов округа бензопилы, с людьми также проблем не было. Узким местом оказались автовышки, особенно вездеходные. Собрали все. Дополнительно привлекли большие автопогрузчики с передним ковшом. В ковш ставили двух человек и использовали погрузчик вместо вышки. Где возможно, пилили с самосвалов, предварительно загрузив их песком.

Утром на оперативке я расставил приоритеты по ликвидации последствий ледяного дождя. Была поставлена задача, за понедельник включить аэропорт, во вторник все котельные и водозаборы, параллельно занимаясь населенными пунктами. После оперативки я позвонил В.М. Шомесову, предложил ему помощь по аэропорту, он с радостью согласился. Я попросил назначить человека для контакта. Он назвал фамилию начальника Службы ЛЭП Южных сетей Щетинцева В. Н. и продиктовал его мобильный телефон. Я позвонил Щетинцеву, он "отфутболил" меня на мастера Домодедовского участка Михайлова Евгения, того самого, который в первый день попал в автомобильную аварию. Я собрал колонну из людей и техники, и с утра, с помощью милиции, мы выдвинулись на подстанцию "Яковлевская". Основу "ударной группировки" составили два трудовых коллектива нашего города - "Домэнергосторойсервис" и "Мособлстройтрест номер 11". Возглавили их два депутата нашего городского Совета - заместитель генерального директора "Домэнергостройсервиса" Ю.В. Дремов и Генеральный директор треста В.В. Шокуров. До последней революции (в советское время) наш город по праву можно было назвать городом энергетиков. У нас базировались примерно с десяток предприятий и организаций Минэнэрго СССР, в том числе известная на весь Союз, воспетая в песнях и фильмах Мехколонна 36, строившая самые крупные линии электропередачи в стране. Как и положено, в "лихие" годы трест "Спецсетьстрой", куда входила мехколонна, захватили рейдеры (нужен был офис в центре Москвы), все было брошено, люди остались без работы. И тогда на обломках мехколонны, образовались три новых предприятия, в том числе и «Домэнергостройсервис».

Трест-11 - старейшая строительная организация, работающая у нас около пятидесяти лет. Этим замечательным коллективом построено более половины всех производственных и социальных объектов в округе.

Объем предстоящих работ мы представляли приблизительно, поэтому колонна была сформирована солидная: автовышка-вездеход, несколько самосвалов, мощный экскаватор и погрузчик, бытовка, автобус и человек сорок народа. С трудом добрались на место. Водитель "буханки" Южных сетей показал нам, где находится аварийный участок, и мы двинулись по сельской дороге в том направлении. Не сразу, но нашли и место, и старшего мастера Михайлова Евгения. В его распоряжении было несколько рабочих с пилами. Техники никакой у них не было…

По пути мы встретили автовышку МОЭСК и колесный погрузчик из аэропорта. Вышка была не вездеходной и не могла работать в поле, так как по полям и снегу она ездить не может. По пути она сломалась. Погрузчик также был слабым и не мог справиться с мерзлым грунтом, пришлось от него отказаться. Когда Михайлов увидел нас, очень обрадовался. Без слов было понятно, что в этот день он опять не смог бы подать электроэнергию на аэропорт.
Мы оценили ситуацию. Линия 110 киловольт проходила через лесной массив. Причина была очевидной. Обледеневшие деревья легли на провода. Судя по высоте деревьев и их расстоянию до проводов, линия не чистилась лет тридцать.
Дело в том, что в этом месте линия проходила через ложбину, которая является естественным водосбором, и подъехать к деревьям невозможно, место низкое, техника тонет. Для расчистки необходимо насыпать подъездную дорогу. Когда я поинтересовался, почему лет тридцать здесь никто не пилил, мне по секрету сказали, что деньги на расчистку трасс выделяются регулярно, они даже осваиваются, но пилят только там, где удобно подъехать. Утверждать не могу, но думаю, без приписок на расчистке трасс не обошлось.

Сориентировавшись на месте, мы организовали процесс с таким расчетом, чтобы закончить все работы максимально быстро. Самосвалы почти не потребовались - мощный погрузчик, и бульдозер прекрасно справлялись с прокладкой дороги. Я организовал обед на сорок человек. В последующие дни, когда мы широко развернули работы по восстановлению электроснабжения, муниципальный Общепит кормил до 400 человек в день.

Мы уже готовились кормить всех обедом, когда я увидел кортеж дорогих внедорожников, движущийся в нашу сторону. Из машин вышли несколько человек. Среди них выделялись двое. Один из них выглядел важно - в классическом пальто, на голове - дорогая шапка. Но на щеках щетина, глаза красные, видно было, что давно не спал. Второй был в легком офисном костюме, осеннем пальтишке, на голове какая-то случайная шапчонка, на ногах короткие резиновые сапоги. Одного взгляда было достаточно, чтобы понять, как ему холодно. Когда подошли, я спросил, кто они такие. Оказалось, что «важный» - это начальник службы ЛЭП Щетинцев, а второй оказался главным инженером МОЭСК Чегодаевым А.В. Я представился, и со зла набросился на Чегодаева с расспросами, почему в МОЭСК нет приличной техники - нечем работать. Указал и на то, что их вышка пришла к обеду и на подходе сломалась. Чегодаев понизил голос и сказал мне тихо: он удивлен, что она вообще дошла. Они постояли минуту-две, и ни слова не сказав на прощание, сели в свои внедорожники и укатили. Шокуров, стоявший рядом, слышал, как один сказал другому: - нам здесь делать нечего, техники и народа нагнали много, справятся и без нас. Самое обидное состоит в том, что при четком взаимодействии и нормальной системе управления в МОЭСК "нагнать" людей и технику можно было уже в первый день и не было бы таких ужасных последствий.

Часам к семи вечера мы закончили расчистку трассы. Я спросил Михайлова, в каком состоянии трасса дальше? Он ответил, что дальше все в порядке. Михайлов дал команду на включение, мы свернулись и уехали в Домодедово.

Я приехал на работу и только успел выпить чаю, мне позвонил Юра Дремов и сказал, что линия "не пошла". В технических отраслях везде свой жаргон. Электрик никогда не скажет: будем включать, потому что принято говорить: будем толкать. В этот раз толкнуть не получилось. Я дал команду всем возвращаться. Шокуров успел перехватить тягач, на платформе которого стоял бульдозер. Я взял для тягача сопровождение ГИБДД, и мы поехали на другую просеку, где была та же картина: березы легли на провода. К счастью, просека была ровной, по ней свободно могла ходить техника. Но пилить предстояло много. Мы решили рискнуть. Бригады пилили с вышки и с земли, а параллельно бульдозер ковшом валил березы в сторону, противоположную от трассы. Метод оказался очень эффективным. Мы его использовали в последующие дни, когда, чистили просеки, чтобы дать электроэнергию в населенные пункты. К сожалению, бульдозер не выдержал запредельных нагрузок и через два дня сломался. Мы закончили расчистку через пару часов, дали команду "толкать". Я позвонил начальнику аэропорта В.С. Шатрову и сказал ему, чтобы они готовились к переключениям.

Около двенадцати ночи я был дома. Включил телевизор - все каналы взахлеб рассказывали, что в аэропорт подана электроэнергия.… Но радости у меня не было, была досада оттого, что все это можно было сделать на два дня раньше.







С последствиями ледяного дождя мы в основном справились до Нового года. В новогоднюю ночь без электроэнергии оставалась часть микрорайона Востряково. Последние тридцать шесть домов были включены в Востряково второго января. На эту работу мы привлекли более двадцати трудовых коллективов округа. Очень профессионально, самоотверженно трудились привлеченные холдингом МРСК в помощь МОЭСК бригады из Воронежского филиала. Им пришлось Новый год встречать не дома, а у нас. В новогоднюю ночь мы накрыли для них праздничный стол и организовали концерт.

Традиционно мы подводим итоги за год с участием руководителей и актива городского округа. В этом году мы отметили всех, кто боролся с ледяным дождем. Специально были изготовлены памятные плакетки, которые были вручены в торжественной обстановке. Все это было широко освещено на телевидении и в местной газете.

Когда привлекали трудовые коллективы, мы всем обещали оплатить за работу людей и техники. Несмотря на то, что люди и техника работали сутками, продолжительное время (после пуска электроэнергии нужно было обеспечить надежность и подчистить), несмотря на то что шли новогодние выходные, все трудовые коллективы отказались от оплаты за свою работу из средств бюджета и взяли все затраты на себя.

PS: Пока писалась эта статья, в Южных электрических сетях снова сменился Генеральный директор. Одно радует - Главным инженером Южных сетей назначили Михаила Ежокина, работавшего ранее Начальником Домодедовского РЭС. Он - профессионал и к тому же является депутатом нашего Домодедовского Совета. Ледяной дождь помог Мише продвинуться по карьерной лестнице, и мы все за него рады.
На заседании областной комиссии по чрезвычайным ситуациям директор МОЭСК Коновалов А.П. сообщил о том, что на одном из совещаний в Правительстве РФ принято решение передать все сети в одни руки - в МОЭСК. Если это случится, то ситуация будет равносильна катастрофе. Тогда, как говорится, полностью «тушите свет»…