Вернуться к обычному виду
Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Регистрация
Войти на сайт | Регистрация


МБУ "МФЦ Домодедово" 

Портал государственных и муниципальных услуг

Виртуальная приемная 
    
LOGO.jpg

госуслуги

personadjandetii.jpg
 
NI.jpg

Оценка деятельности местной власти

    
Горячая линия по вопросам малого бизнеса


Горячая линия по гаражной и дачной амнистии


Информация для населения

Городской округ

Община (монастырь) «Отрада и Утешение». Поселок Добрыниха.

На территории городского округа Домодедово находится много археологических, исторических и архитектурных памятников, заповедных зон и знаменитых древних сел. Подробно с археологическими памятниками Домодедово можно ознакомиться здесь.

Список представлен из Археологической карты России по Московской области, ч.1, м., 1994 г. и ч.4, м., 1997 г

  

  • Община (монастырь) «Отрада и Утешение». Поселок Добрыниха.

    Памятник истории и архитектуры, региональный, кон. 19 в. - нач. 20 в.в.

    Община «Отрада и Утешение» основана гр. М.В. Орловой Давыдовой в 1893 г. как комплекс благотворительных учреждений. Помимо собора, жилья и служб имела в своем составе больницу, богадельню, детский приют и школу. Обнесенной глухой стеной обширный ансамбль кирпичных и деревянных зданий конца 19 – начала 20 в. носит замкнутый характер. Архитектура в целом проста, утилитарна и, за исключением собора, маловыразительна. Основные постройки поставлены симметрично относительно главной планировочной оси, которую намечали здания собора, надвратной колокольни и Общинного дома. После разборки колокольни, стоявшей в западной линии ограды, произошло смещение художественных и пространственных акцентов, утратил доминирующее положение собор. Сейчас средоточием композиции служит Общинный дом. На него ориентированны две боковых въездных аллеи таким образом, что все сооружения ансамбля при движении воспринимаются в различных, постоянно меняющихся ракурсах.

    В создании ансамбля принимал участие С.У. Соловьев, который проектировал и строил собор с колокольней и ограду. Последняя, снабженная зубцами, декоративными печурами и двухъярусными шатровыми  башнями, имитировала формы крепостной стены. Верх ограды и башни утрачены.

    В художественном отношении наиболее значителен Успенский собор, заложенный в 1900 и оконченный в 1904 г. Четырехстолпный пятиглавый храм крестово-купольного типа с тремя высокими апсидами и пониженным западным притвором с хорами наверху создан под воздействием форм древнерусского зодчества различных эпох. Здание с полуподвалом, на высоком цоколе, опоясывает аркатурно-колончатый фриз, прясла стен оканчиваются закомарами, по которым положены посводная металлическая кровля. Близки к владимирским образцам узкие удлиненные окна в профилированных амбразурах. Из трех порталов сохранился западный, в духе 17 в., луковичные главы утрачены. Сдержанная архитектурная декорация некогда беленного здания удачно дополнена живописью в виде красочного сюжетного панно на стене центрального алтаря и мозаичной композицией в тимпане притвора.

    Величественный и просторный интерьер собора, носящий черты домонгольского зодчества, освещен только верхним светом: из барабанов и окон, размещенных в два яруса. Отсутствие внутри храма восточной стены и иконостасов, замененных низкими алтарными преградами, позволило создать насыщенное воздухом пространство. Крестчатые столбы и лопатки на стенах сопрягаются с арками без посредства капителей или карнизов. Храм расписан Соколовым и Н.Пашковым в древнерусской манере масляной живописью холодных сине-голубых тонов. Расположенные регистрами сюжетные и орнаментальные композиции покрывают стены, столбы и алтарные преграды, средняя из которых украшена аркадой на полуколоннах. В росписи центральной апсиды господствует Оранта.

    Характерный представитель архитектуры 1890-х г.г., двухэтажный Общинный дом с вестибюлем и церковью на поперечной оси обладает симметричной композицией и коридорной планировкой, одинаковой для обоих этажей. Балочные перекрытия сменяются в церкви сводами  Монье. Сравнительно с соседними жилыми корпусами главный более наряден. Декоративный эффект в его сдержанном внешнем убранстве достигнут преимущественно цветовым контрастом неоштукатуренных стен с белеными наличниками и несложным кирпичным геометрическим орнаментом, зрительно объединяющим окна в вертикальные звенья. Обработка, общая для всех фасадов, дополнена красивым карнизом с консолями.

    Два корпуса келий включены в регулярную застройку монастырского центра. Парные двухэтажные здания в соответствии с общими художественными принципами ансамбля и подчиненным положением, которое в нем занимают, очень скромны по архитектуре. Четкая осевая внешняя структура их обусловлена симметричным планом с двумя поперечными стенами. Архитектурный декор на фасадах выделен побелкой. Перекрытия балочные. Внутренняя организация построек и отделка помещений изменены.

    Богадельня в два этажа состоит из двух объединенных под углом крыльев различной конфигурации. Внешний угол, как центр композиции, раскрепован и скруглен, на его оси помещен парадный вход с вестибюлем и лестницей. Предельно лаконичные фасады разнообразят лишь окна различной величины и формы да карниз с кирпичным городчатым «подзором».

    Удобна и продуманна внутренняя планировка с коридором вдоль внешней стены и ориентацией комнат на запад и юг. Балочные перекрытия местами сменяются сводами.

    В 1992 г. храм «Отрада и Утешение» и  Успенский собор были переданы православным. В настоящее время силами настоятелей и прихожан ведутся реставрационные работы.

    Памятник состоит на региональной охране. Проект зон охраны разработан в работе «Проект зон охраны монастыря «Отрада и Утешение» в селе Добрыниха Домодедовского района», 1991 г.

    Предлагается откорректировать границу охраняемого ландшафта монастыря «Отрада и Утешение» в пределах зоны визуального бассейна, которая показана на чертеже «Схема размещения объектов историко-культурного наследия».




  • Количество показов: 6599

    Дата изменения: 05.08.2014 17:52:11

Возврат к списку